Туры в Финляндию по лучшим ценам
+7 (812) 909-29-15 задать вопрос
 Откат Визы Откат Визы Лаппеенранта Лаппеенранта Хельсинки Хельсинки Иматра Иматра Котка Котка

Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного). До возведения в 1965 г. моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м).

Находившийся с 1803 года. плашкоутный мост назывался Петербургским , в 1827 г. перестроенный мост назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 г.). В октябре 1918 года мост был переименован в мост Равенства, в 1934 году, после гибели С. М. Кирова — в Кировский мост. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего мост снова стал называться Троицким.

Плашкоутный мост

Первый мост здесь появился в 1803 году. Он находился выше по течению, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве, и Летний сад. Им стал перенесённый Воскресенский плашкоутный мост. Со стороны Петроградского острова была насыпана земляная дамба, служившая, возможно, для укорочения моста. Петербургский мост, как его тогда называли, эксплуатировался в течение двадцати лет и после пришёл в негодность. Кроме того, его замена была необходима и по архитектурным соображениям: он дисгармонировал с окружавшими его ансамблями по берегам Невы. В 1818 году по проекту архитектора Росси сформировалась Суворовская площадь, ставшая архитектурным основанием начала моста.

Перестройка моста началась в 1824 году. Его задумывали назвать Суворовским, поскольку как раз напротив моста, перед Марсовым полем стоял памятник А. В. Суворову. При сооружении каменных береговых устоев нового моста использовались гранитные блоки, заблаговременно снятые с каналов, окружавших Михайловский замок.

Проекты береговых устоев были составлены инженер-майором Лебедевым. Левобережный устой был готов к 19 ноября 1824 года, а к строительству правобережного устоя, спроектированного в виде глубоко вдающейся в Неву дамбы, было начато в январе следующего года. Открытие самого длинного в Петербурге плашкоутного моста (более 500 м) состоялось в 1827 году. И хотя изначально ему планировали дать имя в честь Суворова, в итоге же его назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади.

По сравнению с другими плашкоутными мостами на Неве Троицкий наплавной мост был богато декорирован. Порталы, перильное ограждение, фонарные столбы были чугунные художественного литья. Фонарные столбы в виде пучков пик, средние из которых были увенчаны фигурами двуглавого орла с венком. Обелиски были пирамидальные, украшены накладными деталями — овальными щитками на фоне перекрещенных мечей. Отдельные декоративные чугунные и медные элементы были покрыты сусальным золотом.

Мост эксплуатировался на протяжении 70 лет до начала строительства постоянного моста. Когда настало время реконструкции, береговые устои с гранитной облицовкой были разобраны, а чугунные фонарные столбы и перила как элементы высокохудожественного литья установили на вновь сооруженной набережной против Петропавловской крепости. Часть этих элементов также украшает Иоанновский мост через Кронверкский проток.

Постоянный мост

В конце XIX века возникла потребность создать вместо плашкоутного моста постоянный. Это должно было не только упростить эксплуатацию, но и поднять статус Петербургской (Петроградской) стороны, остававшейся дальней городской окраиной.

Решение Городской думы о постройке третьего по счёту постоянного моста через Неву было принято 9 октября 1891 года. В апреле 1892 года Дума объявила международный конкурс на проект Троицкого моста. За полгода поступило 16 проектов. Из них пять подали русские инженеры, шесть были присланы из Франции, два — из Голландии и по одному из Болгарии, Венгрии и Испании. В конкурсе не участвовали такие крупные мостостроители, как Н. А. Белелюбский, Л. Д. Проскуряков, К. Михайловский, Л. Ф. Николаи и др. На это повлияли и загруженность другими заказами, а также достаточно короткий срок, отведённый на подачу готового проекта — шесть месяцев.

Первая премия — 6 000 рублей — досталась фирме А. Г. Эйфеля за проект моста арочной системы под девизом «Минор»; вторая — 3 000 рублей — русским инженерам К. Лембке и Е. К. Кнорре за проект моста арочной системы с названием «Кремль»; третья — 1500 рублей — болгарскому инженеру Момчилову за проект моста балочной системы под девизом «Acier» («Сталь»). Кроме проектов-победителей Городской управой были закуплена документация ещё для двух вариантов: один мост — раскосной в форме висячей системы того же Эйфеля под девизом «Мажор»; другой — арочной системы с ездой понизу и нестандартной схемой разводного пролёта — проект, разработанный французским обществом «Кайль». Согласно условиям конкурса, Дума могла использовать любой из этих пяти проектов: после выплаты денежных вознаграждений они стали её собственностью. Однако с выбором окончательного проекта и началом строительства не спешили, так как вне конкурса был представлен проект французской фирмы «Батиньоль», не допущенной по формальным причинам. Конкурсная комиссия отметила его как «весьма удачный», ибо «в силу особой конструкции трехшарнирных арок с консолями» он позволял заметно снизить расход металла. Вопрос о том, какой проект выбрать и с кем заключить контракт на строительство долго обсуждался в Думе. Высказывались мнения, чтобы комиссия «выработала самостоятельный проект русскими силами и воздвигла бы его под наблюдением русских же инженеров, русскими рабочими и из русских материалов».

Поскольку фирма «Батиньоль» хорошо зарекомендовала себя постройкой красивых и экономичных мостов, а к тому же располагала эксклюзивным правом на использование «конструкции трехшарнирных арок с консолями» (в январе 1893 г. фирма получила «привилегию» на использование конструкции её системы в России сроком на 10 лет), через несколько лет, в 1896 году Дума объявила второй конкурс. Помимо фирмы «Батиньоль» проекты моста представили ещё два автора, в том числе одна французская фирма. На заседании Городской думы 5—7 февраля 1897 года было решено поручить фирме «Батиньоль» строительство моста по её проекту за сумму 5 млн. 200 тыс. рублей. Специальный пункт контракта предусматривал, что мост должен быть построен из русских материалов и русскими рабочими. 5 июня 1897 года проект был утвержден Николаем II.

В разработке окончательного проекта и в строительстве моста активно участвовали многие петербургские инженеры и архитекторы. В исполнительную комиссию по строительству моста (под председательством генерал-лейтенанта А. И. Глуховскогоко), избранную Городской думой в мае 1898 г., вошли инженеры Ф. Г. Зброжек, Л. Ф. Николаи, Н. Б. Богуславский, А. П. Веретенников и др. Петербургская Академия художеств приняла активное участие в проектировании Троицкого моста, создав особую комиссию, которая наблюдала за разработкой проекта и его осуществлением. В неё вошли такие видные зодчие, как Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Р. А. Гёдике, Г. И. Котов и др. Комиссия Академии внесла немало существенных коррективов в архитектурное оформление моста, проектируемое французскими архитекторами В. Шабролем (фр. Vincent Chabrol) и Р. Патульяром (фр. Rene Patouillard). В частности, она забраковала декоративные гранитные стенки, намеченные было на быках и явно противоречившие и самой конструкции моста, и его общему абрису.

Закладка моста состоялась 12 августа 1897, строительство моста стало событием политическим — в это время Россия и Франция начали сближение, поэтому на церемонию прибыл не только император Николай II, но и президент Франции Феликс Фор. Император, члены царской семьи и французский президент положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете.

Чтобы освободить место для сооружения постоянного моста, наплавной мост передвинули ниже по течению и поставили против Мраморного переулка. Противоположный конец моста подходил к Заячьему острову. Ров между восточными бастионами Петропавловской крепости и Иоанновским равелином был засыпан, соединявшие их низкие стены (палисады) на время разобрали и на их месте проложили проезд, который вел к построенному тогда же временному деревянному мосту через Кронверкский проток. Временная переправа была открыта для движения 21 января 1893 года и просуществовала почти 10 лет, пока не был закончен металлический Троицкий мост. 26 сентября 1898 года началось опускание первого кессона под промежуточную опору № 4.

Петербургский городской голова П. И. Лелянов подносит императору Николаю II на красной бархатной подушке кнопку, соединенную электрическим проводом с разводным механизмом Троицкого моста в день его открытия В 1899 году, через два года после начала строительства, был поднят вопрос о замене длинной земляной дамбы со стороны правого берега сооружением иного типа. К весне 1900 года инженером Г. Г. Кривошеиным были разработаны четыре варианта эстакады: два в виде каменных арок и два в виде решетчатых металлических ферм. После длительных дискуссий к осуществлению был принят проект гранитной эстакады, одобренный Академией художеств.

Одновременно со строительством моста сооружались гранитные набережные на правом берегу Невы, соединившие три моста — Иоанновский, Троицкий и Сампсониевский — общей протяженностью около 1100 м, с лестницами, спусками к воде и пристанями для лодок и судов.

Строителями моста являлись инженеры А.Флоше и И. А. Ландау, Е.Бонневе, Л. Де Лонги, М. Бернар, С. И. Смирнов, В. П. Волков и Е. Д. Герценштейн. Постройку набережных осуществлял А. А. Смирнов, которого 6 июля 1902 г. заменил Е. К. Кнорре. Консультантом по техническим вопросам был профессор Н. А. Белелюбский. В инспекцию технического надзора входили инженеры-мостостроители В. А. Берс, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий.

В соответствии с условиями контракта, строительство моста должно было закончиться в 1901 году. Однако фирма в обусловленные сроки не уложилась и выплатила городской казне 150 тыс. рублей штрафа. Итоговая стоимость моста составила 6,1 млн руб.

Мост являлся поворотным — разводка моста осуществлялась поворотом секции моста на 90 градусов, при этом открывались два судоходных канала шириной по 23 метра.

Открытые моста было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга. 16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. В программе торжественных мероприятий были орудийный салют и крестный ход. Кроме того, состоялся первый торжественный развод моста: Николай II, нажав на электрическую кнопку, привёл в действие огромные электромоторы разводного пролёта моста.